«Красавицы» и «чудовища».
Нет, нет, речь у нас не пойдёт об известном спектакле, поставленном по популярному сюжету европейских авторов. И «Аленький цветочек» Сергея Аксакова со сходным сюжетом здесь тоже не при чём. А вот цветок – и алый, и жёлтый, и лавандовый, и с глазком, и махровый, и с гофрировкой, и без таковой, и паукообразный – мы рассмотрим самым пристальным образом.
     Наверное, по этим эпитетам, многие догадались, что речь пойдёт о лилейниках. Эти чудесные многолетники – мои фавориты. И мои любимцы. И тем сложнее мне будет писать об их недостатках. Вот о достоинствах – сколько угодно! Но уж, если в заголовке статьи написано интригующее «чудовища», то нужно соответствовать…
     Часто приходиться слышать от начинающих садоводов: «Вот я купил золотистый, махровый, невысокий, а получилась рыжая немахровая дылда». Оставлю эти «метаморфозы» на совести недобросовестных продавцов.  Отмечу лишь, что порой, покупая сорт с умопомрачительной картинкой на каком-нибудь убогом «развале» за
15 рублей, наивно было бы надеяться на честность продавца. Но разговор у нас пойдёт о другом: бывает (к счастью, очень редко), что сорт, радовавший вас уже не один год эффектным и обильным цветением, вдруг начинает огорчать. Да что огорчать! Сплошное недоумение! Давайте посмотрим на фото старого, я бы даже сказал, старинного сорта
Frans Hals. Справа – эталонный цветок. Таким он о должен быть.
А слева – «бледная тень» от эталонного двуцветного красавца.
Как видим, ярко-красный цвет превратился в слегка красноватый, даже коричневатый,
а насыщенно-жёлтый превратился в бледно-грязно-кремовый. Что же это такое? И как бороться с этой напастью? Ответ, я думаю, вас несколько обескуражит. Никак! Это не болезнь, не следствие каких-либо природных катаклизмов и не следы деятельности какого-то зловредного насекомого. Такого рода неприятные явления с цветками лилейника чаще встречаются либо в самом начале цветения, либо в конце – ближе к осени или осенью. Если немного «очеловечить» растение, то можно сказать, что оно «устало». Если перейти с общечеловеческого, обычного языка на ботанический, я бы даже сказал бы, биохимический язык, то объяснение таково.
     Начнём сначала. За цвет цветков, за игру красок, всевозможные оттенки в растении отвечают
флаваноиды – некие органический соединения. Их количество весьма велико, а это означает, что и сочетание, комбинации дадут нам, садоводам бесчисленное множество цветовых решений. Наверняка многие знают, что флаваноиды антоцианы имеют весьма широкую «палитру» цветов и предоставляют нам возможность радоваться тёплым, порой даже горячим окраскам: от красного, алого, пурпурного до фиолетового. Флаваны ответственны за жёлтый цвет во всём его многообразии. Ну и т.д. Так как происхождение всех этих цветов, оттенков и цветовых комбинаций – не более чем биохимическая реакция, то, как и почти любая реакция может допускать сбой. Что мы порой и наблюдаем в окраске нами любимых цветков. И это легко объясняет тот факт, что чаще всего аномально окрашенные лепестки мы наблюдаем в начале и в конце периода цветения, либо при ненадлежащей агротехнике, либо при неблагоприятных погодных условиях. Во всех этих случаях биохимический механизм нарушен.
     Вот ещё пример из моей коллекции: сорт
Anna Warner. Очень обильно цветёт, без особых изысков, но весьма добротный, привлекательный культивар. Но вот в холодное лето 2009г. он на «излёте» цветения показал несколько аномально окрашенных цветков. Абсолютно уверен, что следующим летом с ним будет всё в порядке. Нормальный цветок, как вы понимает, справа.
Но, наверное, самый показательный пример – сорт Forty Second Street. В норме это совершенно неотразимый  густомахровый цветок с пастельно-розовыми, слегка гофрированными лепестками, ярко-розовой глазной зоной и зеленовато-жёлтым горлом. Да, собственно, вот он на фото. Но бывает – иногда – почти пропадает яркий глаз. На фото слева.
     А иногда (фото чуть ниже) цветок становится немахровым! Неискушённый садовод может даже подумать, что это очередная пересортица. Но, подождите расстраиваться, подождите, очень велика вероятность, что следующий распустившийся цветок не обманет ваших ожиданий!
Бывают цветовые аномалии, которые легко объясняются весьма банально. Например, прошедшим вчера дождём – влага попала между лепестков ещё в фазе бутона. Последовавшая затем жара сделала своё дело – часть лепестка сопрела, подгнила, и, как следствие, обесцветилась. Такая неприятность чаще бывает с тёмно-окрашенными сортами. Как пример – сорт Anzac – хороши различимое белёсое пятно на нижнем лепестке – классический образец такого воздействия влаги.
Но наиболее показательным примером воздействия влаги на цветки лилейника является, наверное, та картина, которую я увидел как-то в августе 2007 года. В один из дней лилейник Orchid Candy поразил меня своим уродством. Вот он, на фото слева. Хотя ещё пару дней назад он был  восхитительно красив! (справа).
Нужно различать эту, как я её называю, «усталость от цветения» от некоторых других факторов, из-за которых ваши красавцы – красодневы как по мановению волшебной палочки превращаются в «Чудовищ». Ну взять хотя бы тот известный факт, что цветок лилейника живёт всего один день. Чаще всего, в подавляющем числе случаев оно так и есть. Но бывает, особенно, если погода стоит прохладная, а сам сорт относится к т.н. ночному типу цветения, что цветок остаётся раскрытым и на второй день. Но, конечно, красоты от этого немного. Хотя, согласитесь, что-то оригинальное в этой прозрачности есть.(фото слева) Но смотреть не хочется. Особенно, если вспомнить, каким был этот же сорт Ben Adams буквально вчера! Фото справа.
В этой, небольшой статье я не хотел касаться деформации бутонов и цветков, обусловленной деятельностью вредителей – трипсов и лилейникового комарика. Эти вредители (вернее, их личинки) делают своё чёрное дело внутри бутона.
Как результат – цветение либо не происходит вовсе, либо происходит, но цветок раскрывается кривой, деформированный, и глаз совсем не радует.
А вот случаи цветовой аномалии, описанные выше пусть остаются просто курьёзами. Неприятными, но мелкими и неопасными. Уже следующий цветок будет ожидаемо прекрасным и не разочарует своего хозяина.
     И в завершении – пара фотографий уже 2010года. Сорт 
Little Wine Cup. На фото справа – каким он должен быть, если цветёт, когда положено – в середине лета.
А рядом – что часто получается, если сорт пытается проявить, положенную ему на роду ремонтантность.
Снимок сделан 11 октября 2010года. Вполне возможно, если бы не было бы в сентябре заморозков, если бы день бы не сокращался внушительными темпами, то всё было бы нормально и нас в нашем саду окружали бы только Красавицы… Но осень уже вступила в свои права, и нам остаётся только ждать следующего лета, чтобы увидеть, как замечательно цветут наши любимые цветы – лилейники!